Электронное обучение для детей с ограниченными физическими возможностями Электронное обучение для детей с ограниченными физическими возможностями О. Приходько, В. Бурмакина, О. Зубакина, Л. Ларькова В последние годы интенсивно разрабатываются технические средства и компьютерные технологии для обучения детей с ограниченными возможностями. Эти разработки помогают получать не только общее среднее, но и профессиональное образование - среднее и высшее. Больным или инвалидам, которые не могут учиться в школе в обычном режиме, технология е-1еагп!пд (электронное обучение) позволяет учиться дома. Обучение, помогающее преодолевать барьеры Электронное обучение диктует свою специфику организации учебного процесса, отбора средств обучения, обучающих методов и приемов. Будучи гибким, процесс такого обучения легко адаптируется под возможности ребенка. Например, учащийся может выбирать последовательность изучения материалов, прямо из дому получать доступ ко всем нужным учебным пособиям. Интерактивное по своей сути обучение обеспечивает каждому ученику общение с преподавателем и другими учениками. Для учащегося, имеющего проблемы со здоровьем, крайне важно, чтобы продолжительность изучения материала могла определяться им самим. Электронное обучение предоставляет ему такую возможность. Каждый ученик учится в своем темпе, и потому за тот же срок, скажем за год, один может пройти два, а другой одиннадцать предметов. Преподаватель, ведущий электронные уроки, может находиться на сколь угодно большом отдалении от ученика. Уровень усвоения учебного материала учитель фиксирует в электронной среде. Оценка дается по результатам тестирования, участия ученика в форумах, выполнения им индивидуальных или групповых заданий в электронном виде. Поначалу большинство учащихся не владеют компьютерной грамотой, но осваивают ее очень быстро и вскоре в полном соответствии с требованиями преподавателей начинают работать в системах Л/огс) (подготовка словесных текстов), Ехсеl (создание таблиц, графиков), Роwег Роint (создание слайдов, блок-схем, презентаций). Таким образом, электронное обучение помогает детям-инвалидам преодолеть барьеры, отделяющие их от учебных заведений, библиотек, учители и соучеников. Открывает перспективы -более полноценной жизни, трудоустройства и карьеры. В рамках проекта «Развитие единой информационной среды для детей-инвалидов и больных детей, не посещающих школу по состоянию здоровья» в Москве работает интернет-школа (i-школа). В этом учебном центре дети обучаются с помощью компьютера и получают среднее общее образование, на основе которого могут продолжать обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Использование компьютерных учебных материалов позволяет учащимся самостоятельно изучать и самостоятельно планировать учебный процесс в рамках образовательного стандарта. Электронные учебно-методические комплексы Эффективность и качество электронного, или, иными словами, он-лайн, образования определяется тем, что электронные небно-методические комплексы (УМК) разработаны по всем направлениям довузовской подготовки, включая профильное обучение, подготовку к ЕГЭ и поступлению [в колледж или вуз. Созданные в соответствии с международными стандартами, электронные УМК предоставляют информацию в удобном для восприятия виде, предполагают свободный график обучения и выбор не только профильных дисциплин, но и преподавателя. Получение образования в системе е-1еагп!пд сокращает затраты на обучение, связанные с работой ученика в непосредственном контакте с преподавателем. В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, а точнее - в Центре проектирования конвента, то есть содержания электронного образования, успешно создаются электронные курсы по дисциплинам высшего и среднего профессионального образования. Каждый курс состоит из набора обязательных элементов: руководства по изучению предмета; календарного плана обучения; учебного пособия, тестов и заданий для самопроверки; презентаций, списков литературы; планов для форумов и чато'в и некоторых других материалов. Учебные материалы электронных курсов своевременно и оперативно обновляются. По программе среднего профессионального образования студенты с ограничениями в здоровье обучаются в колледже МЭСИ. В режиме е-1еагп!пд они готовятся по специальностям «банковское дело», «менеджмент», «экономика» и «бухгалтерский учет», «правоведение», «автоматизированные системы управления и обработки информации», «правоведение». Год назад начали работать подготовительные курсы для поступления в колледж и университет МЭСИ. Абитуриенты изучают там математику и русский язык, занятия проходят в электронной среде, ведут их преподаватели университета. Поступивших в Колледж это учебное заведение обеспечивает компьютерами, доступом к Интернету, технической поддержкой. В доме у каждого студента появляется персональный компьютер i-Воок, подключенный к сети Интернет через А051-модем. Таким же техническим оборудованием располагают и преподаватели, ведущие дистанционное обучение. Техническое оснащение для этих целей колледжу предоставляет Центр информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования Москвы. Каждый учащийся получает право пользоваться электронными курсами в рамках учебного плана по изучаемой специализации. Преподаватель предмета составляет календарный план, ведет консультации, используя чат и форум, проводит тестирование по темам, обменивается с учащимися электронной почтой. Каждый предметный курс завершается контрольной работой, которую студент выполняет и сдает в электронной среде. Если обучение окажется успешным, выпускник колледжа, закончивший его по программам электронных курсов, будет зачислен в университет. В Центре довузовского образования МЭСИ организованы также семинары и школы педагогического мастерства для учителей и администрации школ. Здесь учителя и руководители школ учатся использовать информационные технологии и Интернет-ресурсы для реализации профильного обучения и управления школой в условиях экономики, ориентированной на рыночную конкуренцию. Бурмакина Вероника Федоровна, заместитель руководителя Центра развития образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Зубакина Ольга Васильевна, руководитель Центра довузовского образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики; Ларькова Лариса Захаровна, заместитель директора колледжа управления и информационных технологий МЭСИ; Приходько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, директор колледжа управления и информационных технологий МЭСИ. http://www.invalid-detstva.ru/elec_kurs.php
Источник: http://www.invalid-detstva.ru/elec_kurs.php |