5 июля 1996 года в нашей семье появился желанный ребенок-
сын.
Я была еще на родовом столе, когда врач, отводя взгляд и,
пытаясь смягчить удар, сообщил мне, что у моего ребенка – болезнь Дауна, что
предстоит ещё сделать анализ крови на кареотип, который, скорее всего,
подтвердит предварительный диагноз. Артур родился раньше срока и был очень
слабым. Я попросила приложить его к груди, но у него не хватило сил даже
проснуться.
Сына унесли. Я осталась наедине со страшной новостью. Вместо
радости – боль разбитых надежд и ОТЧАЯНИЕ! В добропорядочной семье, ведущей
здоровый образ жизни – ребенок с интеллектуальными нарушениями. В это
невозможно поверить. Это не могло произойти со мной!
Но анализ подтвердил предположение врачей – да, у Артура –
синдром Дауна.
Мне настоятельно советовали отдать сына на попечение
государства, но я чувствовала, что не смогу жить дальше, неся в душе такой груз
предательства. Благодарю своего любимого мужа за то, что он поддержал меня в
решении самим воспитывать своего сына и продолжает нести ответственность за его
судьбу. Благодарю всех своих близких, которые рядом со мной в трудные минуты,
за помощь и поддержку.
Я была знакома с традиционной медицинской характеристикой
людей с синдромом Дауна, поэтому будущее моего сына рисовалось в моем воображениивесьма мрачным. Положительную информацию я получила от врача-невролога
Епанешниковой О.Д. на первом приеме.
Оказывается, такие дети
могут и должны учиться!
Оказывается, люди с таким нарушением могут работать.
Оказывается, они вполне могут быть адаптированы в обществе.
Но сначала это были лишь крупинки надежды. Мы были в начале
нелегкого неизведанного пути.
Подарком судьбы стало знакомство с Калиман Н.А., тогда еще
логопедом- дефектологом реабилитационного центра. Массаж языка, занятия по
развитию речи, расширению общего кругозора, ценные рекомендации, как
воспитывать и обучать Артура. Наталья Адамовна посоветовала рано учить Артура
читать. Из - за нарушения фонематического слуха он правильно воспримет
информацию через прочитанный текст и лучше будет говорить. Так называемое
«глобальное» чтение, мы стали использовать очень рано: изготовили таблички с
крупным шрифтом с названием предметов (стол, стул, диван, кресло), с
определением комнат ( зал, спальня, туалет, и т.п.), с именами близких людей. В
дальнейшем перешли на таблички с глаголами (гулять, играть, спать и т.п.). И
постоянно прочитывали, повторяли. Старалась не много говорить, а четко и
медленно, короткими фразами, объясняя любые действия, называя все предметы, с
которыми сталкиваешься в повседневной жизни.
Родился Артур очень слабым, у него был понижен тонус всех
мышц, только в 4 месяца он смог держать голову, в 8 – начал сидеть и ползать, а
в 1.5 года - пошел. С самого рождения регулярно по 4-5 раз в год проходили
лечение в реабилитационном центре: массаж, физиотерапия, ЛФК, занятия с
логопедом-дефектологом, психологом. Принимали медицинские препараты улучшающие
мозговое кровоснабжение. И со временем стало видно, что всё это дает хорошие
результаты. Сначала Артур окреп физически, а затем и интеллектуально
продвинулся вперед.
Превратился в гиперактивного ребенка, которому очень трудно
усидеть на месте. Любознательность его не имела границ. Он понимал обращенную
речь, справлялся с несложными заданиями. Но всё зависело от его желания и
степени заинтересованности в происходящем. И я старалась быстро переключать его
внимание, заинтересовать, держала про « запас» несколько вариантов занятия. Все
занятия строились в форме игры. Да, и вообще, вся жизнь стала обучением. Артур
рано заинтересовался книгами, с удовольствием слушал стихи и песни,
рассматривал картинки.
С 3 лет Артур стал посещать детский сад, это было хорошо с
точки зрения социальной адаптации. Кстати, мы никогда не пресекали желание сына
общаться с другими детьми. Но, здесь потребуется особая душевная мобилизация и
такт, чтобы объяснить деткам, почему Артур другой: плохо говорит, многое не
умеет. Я говорила детям, что он родился таким и не виноват в этом, а еще
просила показать, как правильно прыгать, играть в футбол и др. И видела, как
отчуждение сменялось искренним интересом и желанием играть и помочь. Мне самой
приходилось организовывать игры, чтобы было интересно всем. На прогулки всегда
бралось много игрушек, чтобы можно было поделиться с другими и вместе поиграть.
Я считаю, если с самого раннего возраста не прятать особого
ребенка, а поощрять общение – это приносит пользу и людям с синдромом Дауна,
окружающие видят адекватное поведение, доброжелательное отношение и уже не
боятся, не отторгают их, - и обществу оно становится более цивилизованным,
способным принять людей с иным разумом.
Мы рано стали посещать разные детские мероприятия, концерты
и спектакли. Музыка играет огромную роль в воспитании таких детей. Регулярные
музыкальные занятия развили слух и чувство ритма Артура, и теперь он неплохо
поет.
Душевной чуткостью умением сопереживать, ухаживать, добротой
- такой ребенок наделен даже больше, чем обычные дети. В нашей семье Артур –
камертон внутренних взаимоотношений. Он улавливает тончайшие нюансы и старается
сплотить нас, поддержать в минуты трудности. И это заставляет сквозь обиды и
ссоры, которые случаются в каждой семье, оценить главное – любовь, понимание,
прощать и дорожить близким человеком, целостностью семьи. Это жизненный экзамен
на душевную зрелость и ответственность. И я чувствую. Как за эти годы прошло
моё взросление как личности, вижу свои ошибки, когда требовала невозможного,
когда пыталась подогнать его под «нормального». Не принимая его таким, какой он
есть – чудесным, умным, солнечным, великодушным, искренним, с хорошим чувством
юмора, развитым воображением, обаятельным и добрым.
И пусть ему не по
силам математика, физика и химия, ему трудно дается правописание и многое
другое, главное, что Артур – личность. Он полноценный член нашей семьи, у него
свои обязанности с которыми он блестяще справляется. И я верю, что он найдет
свое место в сообществе людей. Тем более, есть такие исключительно
неравнодушные люди как Наталья Адамовна Калиман, которые меняют устаревшие
взгляды людей от медицины и педагогики.
P/S.
Сейчас Артур учится в специализированной школе, по
вспомогательной программе, в 3 классе. Умеет читать, писать, ему нравится
рисовать, петь, лепить, он участвует в спортивных соревнованиях. С помощью
педагога делает нитяные и тряпичные куклы, аппликации, учится вышивать.
Собирает пазлы, играет в настольные и в подвижные игры. Катается на велосипеде,
на лыжах, пытается управлять скитбордом.
В бытовом плане обслуживает себя сам: одевается,
раздевается, убирает свои вещи, пользуется предметами личной гигиены. Помогает
дома – вытирает пыль, поливает цветы, моет шваброй полы, помогает убрать посуду
со стола.
Мы с удовольствием посещаем детские праздники. Поведение его
похвальное.
По назначениям врача Артур проходит курсы лечения:
санаторно-курортное, медикаментозное, продолжаем занятия с логопедом, с
психологом.
У него вполне понятная речь, адекватное поведение. Он легко
вступает в контакт, умеет сопереживать и сочувствовать, радоваться и
огорчаться. Артур ответственный и самостоятельный, и доверенные поручения
выполняет ответственно и в срок. Но пока мама не готова психологически,
отпускать его надолго от себя и ослабить контроль.
Впереди у нас очень важная задача – научиться полностью,
доверять его способностям, помочь Артуру найти свое место в обществе, определиться
с профессией.
У нас есть основание гордиться своим сыном, и мы верим в его
силы и способности. И просто живём и радуемся достижениям, огорчаемся неудачам.
Учимся принимать мир и людей, не осуждая, но с Верой, Надеждой и Любовью.