Иногда мы рассказываем друг другу истории о наших детях.
Предваряя рассказы небольшими прологами, ну вроде пароля:
так Надежда Александровна обычно произносит: « Вот Саша меня порадовал». Я,
оказывается, произношу: « Ну, просто бальзам на душу».
Мы шли домой. Саша впереди, за ним Надя, я с Андреем, и две
Надежды. Улица полна шумом проезжающих машин, порывы еще холодного весеннего
ветра, под ногами лужи, пасмурно и вдруг Саша резко повернул и порывисто
зашагал в сторону дерева на обочине и, наклонив ветку, сообщил нам: « Смотрите
почки, распускаются. Весна идет. Да, мама». Мы, мамы, обменялись радостными
многозначительными взглядами. Значит, наши дети думают, они видят, замечают,
испытывают потребность поделиться увиденным, чтобы и мы порадовались. Значит, у
них в мозгах идет работа, они умеют думать! Честное слово, все вокруг
посветлело и наша вразнобой шагающая компания пошла дальше, неся на лицах
отсвет прекрасной распускающейся весенней почки, которую увидел и показал нам
Саша.
Шло собрание, обсуждали поездку на Валдай. Наталья Адамовна
в последний раз устроила перекличку желающих. Все шло обыденно, она выкликала
фамилию, и человек с места говорил: « Да» и все. Тут очередь дошла до фамилии
Бугарь и она спросила не маму, а окликнула дочку: «Надюшка, ты едешь на
Валдай?». Ни мало не смутившись, Надежда вскочила, окинула лукаво всех и,
подняв руку с пафосом, воскликнула: « Я имею сказать, едем!» и с полупоклоном
села. Все заулыбались, повеселели, отступила тревожность. Ведь многие, даже можно сказать все,
переживали по поводу предстоящей поездки. Ехать далеко, нужно брать большой
багаж, жить в палатках в лесу, как–то исхитриться собрать денежные средства, да
и была неуверенность нужна ли эта поездка нашим детям. А тут благодаря Надюше, укрепились духом. Ну, как лишить её
путешествия в поезде, отнять у неё многодневное предвкушение приключений,
сборов в дальнюю дорогу, прощальных взмахов рук, остающихся на перроне, и
радости возвращения.
В октябре пришел
новенький. Его зовут Сева. Речи у него нет, вся речь состоит из
многоинтонационной : « Му». В группе подростки примерно одного возраста, три
девочки и три мальчика, и Сева сразу потянулся к Саше. Саша умеет
говорить, как волонтер смотрит за
порядком, помогает педагогам подготовиться к проведению занятия,
безапелляционно делает замечания и непомерно одергивает непослушных, по его
мнению, воспитанников. Сева как мог, пытается привлечь внимание Саши, он мукает
на все лады, чем вызывает восторг других детей и праведное возмущение Саши,
совершает сложные манипуляции пальцами, рассыпает приготовленный материал,
разливает гуашь, рвет изготовленные коллажи и преданно смотрит на Сашу. А Саша
просто выходит из себя, не понимая такого хулиганского поведения, да и другие
дети уставали и даже предлагали Наталье Адамовне выпроводить Севу.
Сева громко, приглашающее глядя на Сашу, смеялся, мычал на
разные лады, щелкал пальцами, от реакции детей впадал просто в эйфорию.
Незаметно наступил март. Дети собственноручно
раскрасили кофейные баночки и подарили
мамам как вазочки. Потом был праздничный концерт, каждый спел песню. Это был
самый прекрасный концерт, прозвучавший для мам на Земле. Немного постанывая, и
даже переходя на шепот но, преодолевая себя, пел Андрей. Впервые пели дуэтом
Саша с Надей, плохо угадывалась мелодия и из-за не пропетых букв не узнаваемы
были слова, страшно смущенный, Саша укрылся под зонтом, Надя артистично
отдувалась за двоих, ободряюще поддерживая его под руку, а мы, ощущая мгновенно
подкативший к горлу болезненный комок, восторженно слушали песню о любви. Потом
спела песню Мария. Она запела впервые за четыре года нашего знакомства. Как она
старалась, как она волновалась, как радовались и аплодировали слушатели.
Поддавшись всеобщему приподнятому настроению, встал и подошел к пианино Илья и
сосредоточенно, с воодушевлением, с подъемом спел свою неизменную: « Ля – ля –
ля». Концерт подходил к логическому
завершению. И тут среди аплодисментов и возгласов раздался голос Саши,
приглашающего Севу петь. Мы поняли, была попрана справедливость. Все спели, а Сева? Почему его лишили участия
в концерте? Все слегка оторопели, но Наталья Адамовна заиграла колыбельную
песню, Наталья Владимировна быстро сориентировавшись, подала Севе мишку, и Сева
вдруг с чувством и музыкально и в такт
спел: « Му – Му, Му – Му - Му». Это было просто торжество, дети приняли Севу в
коллектив, они расстроились что он остается в стороне и не получит свои
аплодисменты, а его мама свою песню, свой подарок.
Значит, наши дети думают, у них работают мозги, ну просто
бальзам на душу.
Подводя итоги прошедшего учебного года, Наталья Адамовна
разговаривала с мамой Севы. И рассказала ей, как вел себя Сева вначале и как
теперь. Отметила позитивные сдвиги в поведении, и оптимистичные прогнозы на
будущее. Мама вышла от нее в шоковом состоянии от услышанного и говорила, что
если в течение года ей бы рассказывали все о поведении сына, она бы
просто впала бы в отчаяние и даже, наверное, бросила бы сюда ходить. Ранее, в
других детских учреждениях, куда она пыталась устроить Севочку, ей каждый вечер
с устрашающими подробностями рассказывали какое плохое поведение у сына и
советовали быть дома, мол, он неуправляем и ничего не понимает и опасен для
окружающих. Здесь, в Центре, занятия проходят в классах, и мы слышим отдельные
шумы. После уроков мамам дается позитивная информация, если конечно не
происходит нечто тревожное, когда требуется консультация специалистов. Поэтому
для Севиной мамы год прошел в спокойной уверенности, что мальчик в коллективе,
у него есть место, где его ждут и все идет хорошо. Она естественно, смутно
догадывалась, как иногда трудно складываются отношения, там за дверью, но раз
не выгоняют, а наоборот настойчиво, буквально за руку тащат упирающегося сына,
значит все идет хорошо.
Надо ли говорить, как
было нам понятно её состояние и как мы были благодарны нашим педагогам. За веру
в наших детей, за терпеливое служение, за заботу о нас, за сбереженные
материнские нервы.
Бдительный Саша
Кабинет директора это стол в углу зала. На столе находятся
папки с документами, телефон, письменные принадлежности. Все дети знают - к
столу подходить нельзя, брать со стола вещи нельзя.
У Натальи Адамовны деловая встреча с коллегой и во время
беседы возникла необходимость сделать ксерокопию документа, и она собралась
подняться наверх, где есть оргтехника. В этот момент подходит Саша, деловито
пододвигает стул, садится напротив гостьи и громко объявляет: « Иди, иди, а я
посижу здесь. А то вдруг она, что нибудь возьмёт». Ну, действительно, она ведь
не знает наших правил.
Его поступок был принят нами как, проявление своей
сопричастности к Центру, осознание своей значимости, забота об имущественной
сохранности. Ну, просто бальзам на душу!
Разговор между педагогами.
Наталья Адамовна рассказывает Наталье Владимировне.
- Сегодня приходил новенький волонтер и Кирилл,
распоясавшись, показал все, на что способен.
Наталья Владимировна испугано:
- Неужели и плевался?
- Слава Богу, не решился.
Андрей, гоняя диск с популярными сейчас уроками иностранных
языков, заучил английские слова.
Я глажу бельё, Андрей сидит и явно скучает. И вот желая его
занять разговором, я ему предлагаю поговорить по- английский.
- Андрюша, скажи банан.
- Банане.
- клубника.
-строубери.
- Хлеб.
- хлееп. Я про себя удивляюсь звуковой схожести. Краем глаза
замечаю, Сауле заинтересованно прислушивается.
- Масло.
Андрей неуверенно но,
явно желая угодить маме знаниями, скосив набок рот, с иностранным акцентом
произносит:
- Масло-о-у.
Сауле хохочет над находчивостью брата, я тоже. Ну, просто
бальзам на душу.
|